Подготовка к маркировке обуви
С 01.07.2019 обувь становится товарной группой, обязательной для внедрения единой маркировки. Причем впервые требования применяются к столь большой и сложной товарной группе с большой долей импорта. Как подготовиться к этому событию? Чего ждать? И какие новшества оно привнесёт в работу производителей и продавцов?
Постановлении Правительства 792Р от 28.04.2018 прямо указывает, что далеко не вся обувь подлежит маркировке по ОКПД2. Давайте разберемся.
Виды обуви, подлежащие обязательной маркировке
15.20.11. Устойчивая к воде резиновая или пластиковая обувь. Исключением являются модели с металлическим подноском.
15.20.12. Обувь из пластика или резины. Исключением является обувь, устойчивая к воде, и специализированные спортивные модели.
15.20.13. Обувь с кожаным верхом. Исключением являются специализированные модели для спорта, с металлических подноском и другие специального назначения.
15.20.14. С текстильным верхом. Исключением являются спортивные модели.
15.20.21. Специализированные модели для различных видов спорта.
15.20.29. Прочие спортивные модели, кроме ботинок для катания на лыжах и коньков.
15.20.31. Модели с металлическим подноском для защиты пальцев ног.
15.20.32. Модели из дерева и другие специальная обувь, не включенная в одну из групп маркировки.
32.30.12. Модели для катания на лыжах.
Для более полного понимания, внедряется дополнение для групп по ОКПД2 в ТН ВЭД:
6401. Модели с резиновыми или пластиковыми подошвами и верхом. Важным уточнением является отсутствие какого-либо крепления верха и низа обуви. Речь идет о цельнолитых моделях.
6402. Модели, не соответствующие критериям группы 6401.
6403. Модели с верхом из натуральной кожи и подошвой из резины, пластика, натуральной или искусственной кожи.
6404. Модели с верхом из текстиля и подошвой из резины, пластика, натуральной или искусственной кожи.
6405. Другие модели.
Чтобы узнать, подлежат ли выпускаемые или импортируемые вами модели под маркировку в обязательном порядке, можно запросить коды ТН ВЭД или ОКПД2.
Что можно узнать по коду маркировки?
Маркировка представляет собой двумерный штрихкод (DataMatrix), отражающий следующую информацию:
- GTIN, состоящий из последовательности 14 цифр;
- Случайно сгенерированный оператором индивидуальный серийный номер товара, состоящий из буквенно-цифровой последовательности длинной в 13 символов латинского алфавита;
- 4 первых символа из 10-символьного кода ТН ВЭД ЕАЭС;
- 4-символьный ключ кода проверки оператора системы;
- 88-символьная последовательность латинских букв различного регистра, цифр и спецсимволов, формирующих электронную подпись.
Подводя итог, можно сказать, что 1-3 поля кода формируются на стороне производителя и импортера, а 4-5 оператором маркировки. Причем последних два поля – современная, устойчивая ко взлому и подделке криптозащита. Даже без доступа в Интернет кассовый аппарат определит подлинность маркировки при сканировании двумерного штрихкода.
Порядок получения GTIN на обувь
Международная организация GS1 взяла на себя работу по выдаче порядковых номеров моделей обуви GTIN. В общем его можно понимать, как индивидуальный глобальный товарный номер. Если вы выпускаете или импортируете широкий модельный ряд, для его оформления понадобится достаточно много времени или ресурсов, поэтому стоит приступить к работе уже сейчас, чтобы продолжить работу с соблюдением законодательства после 01.07.2019.
Какая информация нужна от производителя или импортера для получения GTIN?
- Код товара внутренней учетной системы предприятия.
- Наименование модели.
- Наименование товара, указанное на этикетке.
- Наименование бренда или торговой марки.
- ИНН компании-производителя или компании-импортёра;
- Страна производства.
- Вид обуви.
- Материал верха.
- Материал подкладки.
- Материал подошвы.
- Цвет.
- Размер в штихмассовой системе.
Отличие хотя бы по одному из этих параметров – уже причина для получения отдельного GTIN.
Последовательность действий для производителя или импортера
- Стать членом Ассоциации автоматической идентификации «ЮНИСКАН/ГС1 РУС» с доступом в личный кабинет. Для этого необходимо перейти по ссылке и внимательно заполнить все графы. Ваше заявление будет обработано экспертом, преобразовано в PDF-формат и отправлено вам на указанный электронный адрес на подпись. Для заполнения заявления вам понадобятся реквизиты, в том числе и банковские предприятия, контактная информация руководителя, его фамилия, имя и отчество для ГС1 РУС.
- Вступить в Ассоциацию автоматической идентификации «ЮНИСКАН/ГС1 РУС» и получить доступ в личный кабинет. Для этого заполните заявление на вступление по ссылке: http://app.gs1ru.org/. Заявление будет проверено экспертом Ассоциации и отправлено обратно на электронный адрес контактного лица в виде файла в формате pdf. Для заполнения заявления вам понадобится следующая информация: реквизиты предприятия и банковские реквизиты, публичные контакты, ФИО руководителя и информация о контактном лице для ГС1 РУС.
- Подпишите присланный документ и поставьте печати предприятия при их наличии.
- Отправьте документ в Ассоциацию по указанному адресу заказным письмом.
- После повторной проверки вам на указанный адрес электронной почты придет информация для входа в личный кабинет и сведения, необходимые для корректной работы с системой.
- Заполните товарные карточки вручную или импортируйте данные из шаблона в формате .xlsx. Сделать это можно здесь.
Печать этикеток
Ограничений не существует. Визуальное представление отдается на откуп производителям и импортерам. Единственный важный момент – читаемость двухмерных штрихкодов сканерами. Сама этикетка должна обеспечивать уверенное считывание информации на всех этапах цепочки движения товара от производителя к потребителю. Мы рекомендуем применять принтеры с термотрансферным способом печати.
Запись заседания по маркировке и прослеживаемости товаров, выставка "MosShoes",13.03.19.
На вопросы отвечает руководитель проекта по маркировке продукции легкой промышленности Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) Волкова В.А.: